Хочется увидеть явную заинтересованность госструктур в продуктах и решениях

C 9 по 11 октября 2012 г. в Москве состоится XII Международная специализированная выставка «Передовые Технологии Автоматизации. ПТА-2012». В преддверии ПТА-2012 мы беседуем с Оксаной Афанасьевой, генеральным директором компании ЗАО «ЭКСПОТРОНИКА», организатором выставок ПТА.

В СССР руководство сектором промышленной автоматизации осуществляло Министерство приборостроения, средств  автоматизации  и систем управления. Какие государственные структуры ведают этим вопросом сейчас?  

Оксаной Афанасьевой, ЗАО «ЭКСПОТРОНИКА»На данный момент нет профильного государственного ведомства. Даже в Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России нет подразделений, отвечающих за автоматизацию. Этот промышленный сектор развивается только в соответствии с нуждами отечественных предприятий и коммерческими интересами поставщиков оборудования и услуг.

Также фактически отсутствует российский профессиональный союз или ассоциация – такой, как, например, ISA  — Международное общество автоматизации. Насколько это хорошо или плохо судить участникам рынка.
По-моему мнению, в контексте громко декларируемого курса на модернизацию, должна существовать государственная программа, способствующая масштабному внедрению передовых технологий автоматизации. Но разработка и реализация этой программы немыслима без участия самих «автоматизаторов» — очевидно, что нужно защищать и объяснять свои интересы. Поэтому вполне вероятно, что профессиональный союз «родится», как только автоматизация станет одним из приоритетных направлений стратегии развития России.

 

Какие попытки предпринимаете Вы, как организаторы главной российской выставки по автоматизации,  для  привлечения внимания государственных структур к насущным проблемам данного рынка?

Запросы на сотрудничество и поддержку выставки направлены в десятки структур, имеющих отношение к развитию промышленности и экономики, в том числе,  в Комиссию при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России,  Полномочному  представителю президента РФ в Центральном Федеральном Округе.
Выставка ПТА проводится под патронатом  Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и МТПП; при поддержке  Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства энергетики РФ, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Союза нефтегазопромышленников России, Международного общества приборостроения, систем и автоматики (ISA), Центра Автоматизации зданий.
Это подчёркивает высокий статус события, но хотелось бы большего – не только присутствия чиновников на церемонии открытия. Хочется увидеть явную заинтересованность в продуктах и решениях, которые демонстрирует экспоненты на ПТА. С этой целью мы пытаемся объяснить важность и необходимость новейших достижений автоматизации для вывода отечественной промышленности на более высокий уровень и, как следствие, роста экономики.
Те, кто взаимодействует с госструктурами, знают, что это очень непростая задача. Тем не менее, уже сейчас получено предварительное согласие на посещение выставки и встречу с экспонентами от людей, которые, так или иначе, влияют на промышленную политику.

 

В последнее время компании аргументируют свой отказ от участия в выставке тем, что они не достигают на ней поставленных маркетинговых целей и  задач. На Ваш взгляд, является ли данное утверждение верным?

Дело в том, что вопрос эффективности выставок многослойный. И речь, скорее всего, идёт не о множестве маркетинговых задач, а об одной  – поиске новых клиентов.
Для компаний, только сейчас выходящих на рынок, выставка является главной  и лучшей возможностью для реализации маркетинговых планов как комплекса задач; это самый простой и действенный способ себя показать и на людей посмотреть.
Для постоянных экспонентов промышленных выставок через 5-6 лет наступает период стабильности – ощущение новизны уходит; они адаптированы на рынке; прирост новых клиентов фиксируется на определённой цифре. Даже экспоненты самых масштабных выставок нефтегазовой тематики признают, что новых покупателей там всё меньше.
Потому что отсутствуют или минимальны необходимые предпосылки, а именно:

  • динамично развивающаяся по всем отраслям промышленность;
  • долгосрочная стратегия развития направления, в целом;
  • консолидированное профессиональное сообщество с высоким уровнем социальной ответственности;
  • регулярное обновление ассортиментного ряда компании с преобладанием комплексных решений.

По-моему, в профильной для своего сегмента выставке участвовать надо обязательно, поскольку помимо поиска клиентов, выставка выполняет и другие важные функции. Подробно я высказывалась в статье «Выставки ПТА. Системный подход к продажам», повторяться не буду. Полную версию этого материала можно прочесть на сайте www.pta-expo.ru в разделе «Автоматизация PRO».
Добавлю, что ЗАО «ЭКСПОТРОНИКА» действует в двух секторах: промышленной автоматизации и выставочном. Традиционно специализированная выставка создаётся по инициативе и при участии профильного министерстваведомства или профессионального союза, что означает высокую заинтересованность основных игроков в этом событии. А технические вопросы (аренда павильона, застройка, рекламная кампания, сопровождение экспонентов и т.д.) решает подрядчик — выставочная компания. При организации ПТА обе функции приходится брать на себя ЭКСПОТРОНИКе, что повышает степень ответственности.

А ЭКСПОТРОНИКА участвует в выставках?

ЗАО «ЭКСПОТРОНИКА» участвует в выставках, конференциях; публикует рекламу в интернете и прессе, как и наши клиенты. По результатам мы достигаем как PR-цели, так и привлекаем профильных посетителей на ПТА.
Мы работаем практически на всех  промышленных специализированных выставках в Москве и регионах. Более активно на выставках Электрические сети, Нефтегаз, Электро, Высокие технологии  и т.д., на мероприятиях общей и политической направленности. Например, в Форуме регионов России «Институты модернизации». А также на профильных «выставочных» форумах – например, на выставке 5PExpo. А заседание Гильдии выставочно-конгрессных организаций, членом которой является ЗАО «ЭКСПОТРОНИКА», считается обязательным для присутствия – там мы узнаём новости, общаемся с коллегами из других выставочных компаний; решаем проблемы – например, недобросовестной конкуренции.

 

Как Вы оцениваете конкурентную обстановку?

Мероприятия по автоматизации появляются и исчезают с периодичностью 2-3 года, региональные «старожилы» благополучно растворились в экспозициях смежных выставок. Поэтому конкуренцию нам составляют отраслевые выставки. Преимущество ПТА в том, что это проект многоотраслевой, но сосредоточенный на одной теме. Таким образом, мы экономим ресурсы наших клиентов, поскольку на ПТА нет необходимости фильтровать посетителей – это исключительно целевая аудитория.
Также к преимуществам я причисляю уникальнейшую функцию консолидации данного профессионального сообщества. К сожалению, сейчас, участники рынка не считают её весомым достоинством,  но, надеюсь, это вопрос времени. Объединение эффективнее, чем разобщённость.

 

Зачем выставке деловая программа? Каковы цели и результаты таких мероприятий?

Любой опытный руководитель подтвердит, что только непосредственное общение с партнёрами, клиентами, коллегами и подчинёнными является источником наиболее полной и достоверной информации. Только очная дискуссия с соответствующими  атрибутами: живыми эмоциями, естественными реакциями собеседников, моментальной обратной связью, даёт возможность взаимопонимания и перспективы сотрудничества. Подтверждением тому мировая практика проведения многочисленных профессиональных конгрессов.
Мысли,  высказанные в ходе дискуссий, не сохраняются в закрытом кругу. Мы обязуемся не только организовать мероприятие, но и широко информировать о нём целевую аудиторию при помощи СМИ.
В этом году в программе ПТА: семинары и презентации  компаний SWD Software, Адвантек Инжиниринг, Кварта Технологии, НПФ КРУГ, ОВЕН, Феникс Контакт РУС; конференции «Решения, повышающие эффективность управления технологическими процессами, на предприятиях ТЭК и химической промышленности»; Интеллектуальное здание; Энергосберегающие решения в автоматизации промышленных предприятий, зданий, сооружений; Интеллектуальные промышленные системы управления и автоматизации в машиностроении.
Также состоятся  круглые столы «Немецкое качество», «Шахматная партия».
Ключевая направленность деловой программы ПТА- 2012: «Энергоэффективность. Энергосбережение».

Многие компании практикуют организацию собственных семинаров. Является ли это тенденцией, указывающей на «падение» рынка  выставочных услуг?

Это традиционный формат, оптимальный  с точки зрения соответствия затрат  дивидендам. Почему нет. Часто компании проводят семинары в рамках ПТА. В этом случае многие организационные вопросы берут на себя устроители выставки.
Как и любой формат, он может находиться на пике популярности, может надоесть. Пока он достаточно востребован.

 

Основной тенденцией 90-ых годов было то, что на столичные выставки массово съезжались представители регионов – предприятий, региональной власти и т.д. – для обмена опытом, знакомства и продвижения интересов организаций. Сейчас активно  развиваются региональные выставки в промышленных городах – Екатеринбурге, Уфе и т.д. Является ли это тенденцией децентрализации и значит ли это, что Москва теряет статус стратегической выставочной площадки?

Предприниматели действуют там, где можно продать — продвигаясь  вглубь страны. Как следствие, в регионах появляются выставки на аналогичные темы.
Развитие ИТ-технологий, когда трансляции с выставок и конференций можно посмотреть в сети, также способствует частичному оттоку региональных посетителей.
Это с одной стороны, а с другой, любая московская выставка практически всегда в несколько раз больше региональной на ту же тему. К тому же, и это немаловажный фактор, в Москве всегда интересно бывать. Москва – политическая, финансовая и культурная столица, и если московские власти решат самые тяжёлые для гостей вопросы: достаточное количество отелей, пробки на дорогах, качественное питание за разумные деньги, то командироваться на выставки будут чаще и больше.

 

Компанию «ЭКСПОТРОНИКА» отличает от других выставочных операторов глубокое погружение в специфику рынка автоматизации и тщательный анализ информации, полученной в ходе мероприятий «ПТА». Расскажите, пожалуйста, о том, какие цели Вы преследуете, публикуя аналитические обзоры рынка, исследования и статистику?

Я не представляю себе, как можно выполнять работу, не проводя исследования и не анализируя. Безусловно, мы бы с удовольствием использовали данные по рынку Росстата или компетентного консалтингового агентства, или хотя бы сведения компаний. Но такой информации почти нет, поэтому базовые изыскания и обзоры на их основе приходится делать самим.Что с одной стороны позволяет нам находить новые пути развития выставки, с другой выгодно отличает от конкурентов, штампующих по шаблону мероприятия различных тематик. Мы подтверждаем серьёзное отношение к теме. Читайте обзоры, интервью, новости в разделе Автоматизация PRO на www.pta-expo.ru


Оксана Афанасьева: почетный член Международного общества автоматики ISA, с 2005 г. генеральный директор компании ЗАО «ЭКСПОТРОНИКА», Топ-менеджер РФ 2006 по версии Национальной энциклопедии личностей Российской федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *