Итоги VII ежегодной Национальной конференции MVNO Russia 2022
В Москве состоялась VII ежегодная Национальная конференция «MVNO Russia 2022. Виртуальные операторы подвижной радиотелефонной связи в России», в ходе которой ведущие игроки и эксперты отрасли обсудили актуальные изменения на отечественном рынке MVNO, а также перспективы его развития в новых экономических условиях.
Мероприятие прошло 9 июня 2022 года в гибридном формате, сочетающем очное общение и онлайн-взаимодействие. Главными темами экспертного обсуждения стали перспективы бизнеса российских виртуальных операторов с учетом динамично меняющейся ситуации как в телекоме, так и в тех отраслях, компании из которых проявляют интерес к запуску MVNO. Эксперты обменялись мнениями об эффективных стратегиях и бизнес-моделях в сегменте MVNO, а также обсудили роль MVNO в цифровизации различных отраслей. Особое внимание участники дискуссий уделили возможности интеграции MVNO в цифровые экосистемы и достижению синергии с экосистемными сервисами. Конференция, организованная ТМТ Conference, «Телеспутником» и ИАА TelecomDaily, собрала более 70 делегатов на площадке и свыше 120 онлайн-участников.
На пленарном заседании «MVNO-рынок в 2022 году: возможно ли «второе дыхание»? Анализ, конъюнктура, перспективы появления новых операторов и поставщиков инфраструктуры» эксперты согласились, что за последний год сегмент MVNO не показал существенного роста числа игроков, несмотря на положительную динамику ключевых виртуальных операторов. Ключевым трендом российских MVNO остается рост абонентской базы и выручки, прежде всего, MVNO, созданных банками. По итогам 2021 года все они нарастили выручку, а «СберМобайл» впервые среди банковских MVNO получил прибыль.
Кирилл Кучеров (J’son & Partners Consulting) сфокусировался на ограничениях в развитии телеком-операторов, возникших в новых экономических условиях.
Руслан Гурджиян («СберМобайл») отметил, что в ближайшем будущем можно наблюдать более тесную интеграцию MVNO в экосистемы.
Позитивную динамику отмечают и небанковские операторы. Так, Сергей Волков («Tele2 Россия») констатировал, что по итогам прошлого года MVNO-игроки, использующие сеть оператора в качестве базовой, продемонстрировали быстрый рост как по выручке, так и по абонентской базе. Позитивно оценивает потенциал роста и развития MVNO-игроков как в уже освоенных нишах (банковской и др.), так и в новых клиентских секторах. Перспективы у российского MVNO есть, и они должны быть реализованы именно в новых интересных продуктах и областях.
Рассуждая о том, что сейчас происходит с абонбазой, Алексей Чернецов (MVNO «Ростелеком») отметил, что компания смогла расти и по выручке, и по абонентской базе MVNO «двузначными цифрами», благодаря органическому росту и за счет крупных проектов, таких как всероссийская перепись населения. Вместе с тем эксперт указал на новые сложности в работе MVNO: операторам предстоит столкнуться с ростом затрат практически по всем статьям — от сим-карт до трафика, и это отразится на стоимости пакетов.
О перспективах виртуальных операторов в РФ свидетельствовали приведенные экспертами показатели роста, пусть и сильно зарегулированного российского MVNO в сравнении с зарубежными рынками. Так, по итогам прошлого года рынок MVNO в РФ показал рекордные темпы роста по абонентской базе и выручке. Россия в 2021 году вышла на первое место в мире по темпам роста абонбазы MVNO (11%), на втором — Япония (9,5%), третью позицию занимает Австралия (8,7%), отметил Сергей Орлов.
В пленарном заседании не обошлось без темы импортозамещения. По мнению Владимира Фрейнкмана (НТЦ «Протей») на различных уровнях сетевых продуктов, например, в системах биллинга для MVNO, есть даже конкуренция отечественных разработчиков. Похожая ситуация с сервисными платформами — их предлагают несколько отечественных поставщиков решений. Из решений отечественных разработчиков могут быть сформированы законченные программные модули, необходимые для запуска и работы MVNO-оператора.
О благоприятных технологических предпосылках для роста MVNO говорила и Ирина Пюскюлян (Yota). К драйверам рынка она отнесла безбумажное оформление eSIM.
Вторая половина конференции была посвящена бизнес-моделям виртуальных операторов, их маркетинговым кейсам, стратегиям операторов в новых клиентских нишах. Эксперты обсудили, как влияют на бизнес операторов перемены в образе жизни и потреблении пользователей телеком-услуг с учетом углубляющейся цифровизации.
Эксперты уделили много внимания российским продуктам для запуска проекта MVNO «MVNO под ключ» и обеспечения всех аспектов его работы. Любовь Мартынова (MCN Telecom) остановилась на возможностях решений формата «MVNO из коробки». По ее словам, особенность предлагаемых компанией решений состоит в том, что в зависимости от выбранного формата они могут освобождать оператора от необходимости получать соответствующие лицензии, что экономит его ресурсы.
Подводя итог, эксперты согласились с тем, что развитию MVNO способствует рост интереса со стороны B2B-заказчиков, запускающих собственные или партнерские проекты с виртуальными операторами для построения частных корпоративных сетей. Есть планы запуска MVNO и у госкорпораций. В связи с этим большой интерес аудитории вызвало выступление Вячеслава Комарина («Атомдата»), в котором он раскрыл планы создания виртуального оператора в структуре «Росатома». Планируется, что проект охватит все населенные пункты в ведении госкорпорации и будет не только решать задачи технологической связи на объектах «Росатома», но и обеспечивать рабочие и личные коммуникации сотрудников.
Завершая конференцию, эксперты констатировали, что сектор MVNO имеет большие перспективы в экономике России, поскольку к текущему моменту сохраняются значительные целевые группы, не охваченные виртуальными