«Кризис – не помеха, а возможность захватить большую долю на рынке»
В России сложилась нестабильная макроэкономическая ситуация, обусловленная введенными санкциями и падением цен на энергоресурсы. Как это сказывается на вашей деятельности?
Игорь Амоскин (И.А.): То, что происходит в России, не может не оказывать определенное влияние и на нас. Однако у Schneider Electric достаточно рынков, поэтому где-то есть проблемы, а где-то, наоборот, все идет прекрасно. В целом мы планируем расти серьезными темпами, и никакие кризисы нам не помеха, скорее возможность захватить большую долю на рынке.
Как вы рассчитываете это сделать?
И.А.: За счет более плотной работы с клиентом, правильного позиционирования существующих продуктов и выпуска новых. Сейчас наиболее востребованы эффективные решения: предприятия стараются снизить издержки и вместе с тем увеличить производительность. Если год назад некоторые компании не хотели с нами сотрудничать, то сейчас многие из них понимают, что решения, которые они используют, неидеальны.
Станислав Павловский (С.П.): В конце прошлого года, в самый разгар санкций, наш департамент по работе с системными интеграторами показал самый большой рост по продажам контроллеров семейства PlantStruxure Modicon (М340, Premium, M580, Quantum) в регионе ЕМЕА. С начала 2015-го года наблюдается небольшая стагнация, потому как все ждут, что будет происходить с евро и долларом, а наши клиенты из числа компаний с государственным участием пересматривают свои бюджеты, но уменьшать их при этом не планируют. Возможно уменьшение количества продаж, но не дохода. Государство наращивает инвестиции в автоматизацию, потому что в России это направление находится не в лучшем состоянии — как в области энергетики, так и в нефтегазе. Руководством страны поставлена задача импортозамещения, но реальной замены зарубежным производителям в области автоматизации c использованием контроллеров премиум-сегмента пока нет.
Но у вас же есть свои проекты по производству продукции в Россий
И.А.: Невозможно все производить в одной стране. Даже Китай сам все не создает. В любом случае что-то приходится импортировать. Конечно, надо развивать компании, занимающиеся локализацией, и мы со своей стороны прикладываем к этому усилия, но давайте будем честны: речь не идет о том, что зарубежным производителям «прикроют лавочку», а их заменят местные.
С.П.: Большинство российских контроллеров разрабатывается с привлечением иностранных партнеров, а производится в Китае. Таким образом, современный высокотехнологичный продукт практически в 100% случаев включает элементы зарубежных производителей.
Исходя из портфеля ваших клиентов, какая отрасль сейчас выбилась в лидеры?
И.А.: Мы работаем с ОЕМ-производителями, и в этой отрасли как раз наметился серьезный рост, связанный с импортозамещением на уровне всего технического оснащения, будь то краны, упаковочное и вентиляционное оборудование или насосные станции. Из-за колебания валютного курса импортная продукция стала слишком дорогой и активно вытесняется российской, а ведь на импорт приходится почти 50%. Сейчас наши клиенты пытаются занять эту нишу, и даже в условиях стагнации рынка многие из них планируют расти на 30% и более только за счет своей конкурентоспособности. Мы помогаем им выйти на новый уровень с точки зрения автоматизации, ведь, к сожалению, не все местные производители дотягивают до европейских, но ситуация стремительно меняется в лучшую сторону. Наши заказчики — конечные потребители — уже отмечают, что поставляемые им продукты российских ОЕМ-производителей становятся вполне европейского качества, а зачастую даже превосходят его.
С.П.: Нефтегаз тоже развивает- ся, ведь надо увеличивать производство и переработку ископаемых. Для реализации проектов в области автоматизации газо- и нефтепереработки, а также транспортировки нефти и газа российские компании используют компетенции мировых производителей, но часть работ в этих проектах производится нашими системными интеграторами на подряде у иностранных компаний. Высок рост и в области судостроения. Уже несколько лет мы плотно работаем с НПО «Аврора». Первый проект с этим партнером, в котором использовалось оборудование Schneider Electric, — ледокол «50 лет Победы». Второй крупный проект — это первая в мире плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов». А недавно НПО «Аврора» подписало контракт еще на два атомных ледокола, где также будет установлена система АСУ, реализованная на оборудовании Schneider Electric.
Кстати, о локализации и импортозамещении: шкафы для управления вентиляционным оборудованием SmartHVAC полностью произведены в России. В чем их особенность?
И.А.: Основное их назначение — управление приточно-вытяжным оборудованием, а также интеграция с системой управления зданием. Продукт полностью разработан и произведен в России с учетом всех стандартов и нюансов. Подчеркну: это законченный продукт, его нужно только подключить и запустить. Можно выбрать свои инструменты: альбом применений и электронный конфигуратор. Предоставляются схемы, по которым нужно лишь корректно подсоединить провода, и инструкция по запуску. Для применения этого шкафа не нужны какие-то особенные знания по автоматизации, а потому его сможет освоить любой инженер-вентиляционщик. В этом и суть: тридцать рефференсов, все максимально типизировано, и реализация проекта любой сложности занимает минимальное количество времени, потому что это, повторюсь, готовый продукт. Мы уверены, что SmartHVAC станут одним из драйверов роста российского рынка.
С.П.: Продукт заинтересует и системных интеграторов, потому что системы вентиляции применяются во многих промышленных технологических процессах.
Еще у вас есть особое предложение для системных интеграторов по противоаварийной защите (ПАЗ). Какие возможности предоставляет эта система?
С.П.: Когда у нас не было готовой конфигурируемой системы ПАЗ, каждый интегратор покупал специальный контроллер Quantum для противоаварийной защиты и самостоятельно делал систему, программировал ее для тех или иных объектов. В основном данное решение было востребовано в нефтегазе, главным образом — на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). До появления собственных систем ПАЗ у производителей РСУ эти производители в большинстве случаев использовали оборудование марки Triconex. После приобретения Invensys эта система пополнила портфель Schneider Electric. В ней есть три модели, которые обеспечивают разный уровень безопасности (SIL-2 или SIL-3) и работают с разным количеством сигналов. Система также программируется, но имеет огромную библиотеку готовых решений для разных применений, что упрощает ее внедрение. В контроллерах Triconex реализована запатентованная технология тройного модульного резервирования (TMR). В мире очень мало ее аналогов, поэтому наших интеграторов, помимо имеющегося продуктового портфеля Schneider Electric, интересует и данная система.