2011 год для промышленной автоматизации: устойчивый рост или временное улучшение?
Рынок, спрос, платежеспособность клиентов
На вопрос: «Как Вы оцениваете состояние рынка автоматизации РФ?», ответы распределились следующим образом: восстанавливается – 33%, активно развивается – 24%, в стагнации – 19%, затруднились ответить – 24% (рис.1)
Большинство компаний констатируют повышение спроса на продукцию и услуги за последний год (рис. 2) и (рис.3).
Однако рост платежеспособности заказчиков отмечают только 24% респондентов, о снижении говорят 19% опрошенных, не видят особых изменений – 43%, и еще 14% компаний не ведут такую статистику (рис.4) и (рис.5).
Если верить данным опроса, то, учитывая тренд «запаздывания» выставочного сектора в среднем на 1–2 сезона после основного сегмента рынка по теме выставки, вполне вероятно, что специализированные форумы, которые с 2008 года сокращались в объемах, остановятся в падении и начнется этап возрождения.
Отраслевая востребованность продуктов и услуг автоматизации
Распределение, показанное на диаграмме 2010 года, отражает процентное соотношение денежных средств, затрачиваемых предприятиями данных отраслей, на услуги и оборудование по автоматизации. В 2011 году соотношение сил практически не изменилось (рис.6).
Отдельная, очень объемная, тема автоматизация для нефтегазовых и нефтехимических предприятий. В рамках «ПТА-2011» 21 сентября состоялся круглый стол «Автоматизация предприятий нефтегазовой отрасли: успехи, проблемы, перспективы». Эксперты отрасли представили сообщения об успешных примерах внедрения передовых технологий автоматизации на предприятиях нефтегазовой отрасли, обсудили насущные проблемы и поделились прогнозами развития отрасли на период до 2030 года в контексте Энергетической стратегии России. Стенограмма круглого стола по ссылке.
Маркетинг
При запросе – указать приоритеты в текущей маркетинговой стратегии компании за последний год – мы становились свидетелями бурных дискуссий между сотрудниками компаний. Как вывод: компании осуществляют комплексное использование маркетинговых опций. Среди них: участие в специализированных выставках 48%, участие в отраслевых выставках 43%, активные продажи 43%, прямой маркетинг 38%, аналитика 33%, реклама в СМИ и интернете 24% (рис.7).
В целом, в эпоху интернета ответы о приоритетном участии в выставках несколько неожиданные, но не стоит забывать, что опрос проводился среди экспонентов и посетителей выставок конференций.
По-прежнему аналитике отводится одно из последних мест. По уже сложившейся печальной традиции большая часть отечественных компаний не отслеживают влияние производимых PR и рекламных акций на рыночные позиции компании.
Косвенно это подтверждает и анализ процесса подготовки экспонентов к работе на выставке: 90% экспонентов подготовили раздаточные материалы, 52% выбрали стенд и заказали застройку, 50% – направили приглашения партнерам, 50% – разместили анонсы на корпоративном сайте. Только 33% разработали концепцию, включая цели и задачи.
При выборе мероприятия для включения в маркетинговый план компании руководствуются несколькими параметрами. На первом месте – актуальность тематики, второе разделяют эффективность и престижность мероприятия, третье – привычка. При этом доминирующим фактором, подтверждающим успех либо неуспех участия в выставке, является количество розданных посетителям рекламных материалов и собранных анкет. Погрешность в разы увеличивается при участии в выставках, объединяющих несколько тем. Конечно, на таких мероприятиях рекламные проспекты разлетаются как горячие пирожки, а на стендах наблюдается столпотворение. Вот только значительный (до 70%) процент этих посетителей нецелевые, т.е. визуальный эффект является мнимым. В Германии, которая является законодателем выставочных тенденций, мероприятия узкой специализации успешно вытесняют многопрофильные выставки – экспонентам просто не хочется тратить впустую ресурсы компании. Думаю, подобная перспектива и у российских выставок.
100% предприятий, участвующих в специализированных выставках и конференциях и отвечавших на вопросы анкеты, ставили целью поиск новых клиентов, 67% – поддержание имиджа компании, 52% – представление нового продукта, 33% – поддержание имеющихся контактов.
Подготовили новинки продукции лишь 50% участвующих компаний. И, как показал дальнейший анализ, именно компании, демонстрирующие на выставке новинки, ответили, что им удалось найти потенциальных партнеров.
Кадровый вопрос
Кадровые ресурсы компании пополняют, прежде всего, за счет удержания дорогостоящих опытных специалистов. Так поступают 52% опрошенных. 38% респондентов привлекают молодых специалистов, 10% передают часть функций на аутсорсинг (рис. 8).
Завершая обзор, обобщу все вышесказанное:
- — Рынок автоматизации России постепенно оправляется от кризиса. Следующий год покажет, являются ли позитивные изменения устойчивым трендом или нас ожидает очередная волна рецессии, как прогнозирует определенный круг экспертов.
- — Наиболее востребованы продукты и услуги по автоматизации в ТЭК, а самыми актуальными в этой сфере задачами являются энергосбережение и энергоэффективность.
- — Маркетинговые стратегии у большинства компаний выражены неярко. Компании достаточно активно используют различные инструменты, но методология оценки эффективности этих инструментов пока не выработана.
- — По-прежнему является острейшей проблемой нехватка квалифицированного персонала.