Начало электроники — открытие электрона

К концу XIX в. электричество уже нашло широкое применение как в промышленности (электродвигатели, генераторы, электротехнологии), так и в быту (телеграф, телефон, освещение). Вершиной науки об электричестве и магнетизме была электромагнитная теория, или электродинамика, Максвелла, созданная в 1864 г. и объясняющая все известные в этой области эффекты. Однако в ней не было места электрону.

Электроизмерительные приборы начала электрификации

Переход в конце XIX в. к системам электрического освещения с централизованным электроснабжением вызвал массовое производство электроприборов как постоянного, так и переменного тока. Последние строились на новых принципах измерения теплового, электромагнитного, динамометрического, индукционного и электростатического действия тока.

Марсель Депре — ученый, реализовавший идею передачи электроэнергии

Передача электричества на дальние расстояния стала реальностью только после того, как Марсель Депре доказал на практике необходимость использования в линии высокого напряжения. Он также внес большой вклад в развитие электроизмерительной техники и электромеханики, введя, в частности, понятие «перемещающегося» магнитного поля, лежащего в основе современных асинхронных двигателей. Статья посвящена 175-летию со дня рождения этого ученого и 100-летию со дня кончины.

Первые электроизмерительные приборы

Первые приборы для измерения электрических зарядов, сопротивления и тока — гальванометры — были созданы еще в конце XVIII в. Позже они также стали использоваться как приемники телеграфных линий.

Константин Иванович Константинов — пионер российской электроавтоматики и измерительной техники
(к 200-летию со дня рождения)

Константин Иванович Константинов хорошо известен как один из создателей российской ракетной техники. Ему отведена отдельная экспозиция в Музее артиллерии Санкт-Петербурга, и его именем назван кратер на обратной стороне Луны. Менее известен его вклад в отечественную электроавтоматику и измерительную технику, которому посвящена данная статья.

Первые регуляторы паровых машин

Данная работа продолжает цикл статей, посвященных истории автоматического управления техническими системами. В ней рассмотрены первые регуляторы скорости паровых (и других) машин, широкое внедрение которых сопровождало начало промышленной революции XVIII в. Представлены регуляторы Уатта, Эри, Дженкина, Фарко (с сервомотором), электромеханический регулятор Чикалева, а также обсуждаются особенности их законов регулирования.

Зарождение электроавтоматики

В первой половине XIX в. Джозеф Генри изобрел электромагнитное реле, которое использовалось для усиления и записи сигналов на телеграфных линиях, автоматической коммутации в телефонии, хронометрирования быстропротекающих процессов и автоматизации артиллерийской стрельбы. Этот момент можно считать началом развития контактной электроавтоматики — ей и посвящена данная статья.

70 лет кафедре систем автоматического управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Статья посвящена 70-летнему пути развития кафедры систем автоматического управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ». В истории кафедры четко прослеживается несколько периодов, которые неразрывно связаны с именами ее заведующих и условно могут быть названы становлением, эволюцией, подъемом и развитием.

Истоки теории устойчивости систем автоматического управления

Статья посвящена зарождению теории устойчивости, созданной в процессе решения частных задач небесной механики. Эти задачи состояли в описании взаимного движения планет, образования их видимой формы и были решены в работах гениальных математиков Пуанкаре и Ляпунова.

Проблема устойчивости первых регуляторов

Работа является продолжением цикла статей, посвященных истории автоматического управления. В ней рассмотрено необычное поведение регуляторов, обнаруженное при массовой эксплуатации первых паровых машин при различных применениях. Это выявило проблему устойчивости регулятора, вызванную противоречием между требованиями точности и сложной динамикой процессов, протекающих в замкнутом контуре регулирования.