Организация информации

Трудно поверить, что в эпоху информации одной из серьезнейших проблем может стать потеря жизненно важных знаний. Это связано с тремя факторами:

• сокращение количества специалистов, занятых на производстве;

• исчезновение определенных рабочих мест;

• большой процент специалистов пенсионного возраста на производстве.

Информация и, что более важно, знания, которые старательно собирались в течение многих лет, будут утеряны, потому что у технических специалистов нет ни времени, ни возможности донести свои знания до следующего поколения. Особенно критична потеря знаний о системах управления. Время их жизни обычно измеряется десятками лет. Когда такие системы нуждаются в модификации или замене, работавших над их созданием инженеров трудно найти: они либо вышли на пенсию, либо работают в другой компании.

Долгое время информацию хранили только на бумаге, однако этот метод дорог, неудобен с точки зрения поиска и совместного использования. Над способами хранения знаний работает индустрия информационных технологий. Создаются так называемые системы управления знаниями (Knowledge Management Systems, KMS) — инструменты для сбора, организации и хранения чьих-либо знаний, упрощающие совместное использование информации. Системы KMS также используются для формальной записи и распространения информации, полученной сотрудниками из опыта.

Применение систем KMS в сфере автоматизированного управления сопряжено с трудностями. Такие системы обычно охватывают всю компанию, имеют большой бюджет и обслуживающий персонал и прилагают не менее масштабные усилия к сохранению знаний компании. Они упорядочивают собранную информацию, иногда требуя, чтобы она обладала определенной структурой.

Это тот самый случай, когда старшему поколению стоит поучиться у молодежи. Каждый студент знает, что ведущим ресурсом знаний в сети Интернет является Википедия (www.wikipedia.org). Онлайн-энциклопедия Википедия создана благодаря сотрудничеству большого количества людей — любой человек может добавить или изменить имеющуюся информацию. Это уникальный открытый ресурс общественного знания, коллективно составленный и полностью поддерживаемый пользователями. Поскольку статью может добавить каждый, в базу может попасть вводящая в заблуждение, устаревшая или неверная информация. Тем не менее, поскольку изменения контролируются экспертами, а также благодаря большому количеству читателей, некорректный материал обычно быстро обнаруживается и исправляется.

Студенты используют этот ресурс для быстрого поиска тех или иных обзорных статей, которые обычно содержат ссылки на более полные источники. Ключевая особенность Википедии состоит в том, что она является средством управления для неструктурированных знаний, а также она основана на технологиях, которые могут быть использованы для сбора информации о системах управления.

Википедия основана на системе Wiki Web (wiki в переводе с гавайского означает "быстрый"). Часто сайты Wiki Web называют wikiwikis (или quick-quick — быстрый-быстрый). Первый Wiki-сайт был создан в 1994 году для того, чтобы каждый мог опубликовать образцы программ в сети Интернет. Простой процесс редактирования веб-сайтов Wiki позволяет людям, не являющимся программистами, без затруднений добавлять информацию и ссылки. Типичный Wiki-сайт имеет тысячи связанных ссылками страниц и поддерживает различные методы поиска. Авторы могут пользоваться режимом отслеживания, чтобы получать информацию о внесенных изменениях. Все изменения сохраняются и предыдущие версии страниц всегда доступны.

Группы инженеров могут создать свои собственные Wiki-системы в качестве недорогого хранилища знаний. Wiki-системы не нуждаются в определенной структуре информации; информация хранится в том виде, в котором она была введена. Wiki-системы предоставляют техническим специалистам удобный способ хранения описаний и результатов, а другим может помочь в поиске и расширении этих знаний. Существует множество открытых Wiki-систем с исходными кодами на языках программирования для Web: PHP, Java и Python.

На странице en.wikipedia.org/wiki/ list_of_wiki_software представлены различные варианты Wiki-систем, которые сравниваются на www.answers.com/topic/comparison-of-wiki-software. Внутренняя Wiki-система может стать полезным дополнительным инструментом для общей базы знаний. Если другая информация, например внутренние документы, руководства, отчеты и исследования доступны в сети, ссылки на них могут быть размещены на Wiki-сайте.

Dennis Brandl, dbrandl@brlconsul-ting.com,
президент компании BR&L Consulting (Кэри, Северная Каролина),
специализирующейся в области промышленных IT-решений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *