На каком этапе дигитализации находятся предприятия пищевой промышленности
Цифровые преобразования быстро меняют пищевую промышленность, и дигитализация сектора активно развивается. Фактически в ближайшие пять лет эта область изменится сильнее, чем за последние полвека. К 2020 году в мире появится 3 млрд новых потребителей, которые дополнительно потратят $8 млрд на потребительские товары.
Резкое увеличение числа потребителей создает серьезные проблемы для отрасли, которая только начинает широкомасштабное внедрение дигитализации. Для сохранения конкурентоспособности предприятиям пищевой промышленности требуется ускорить процесс перевода информации в цифровую форму. На это указывают и результаты проведенного компанией Siemens Digital Industries Software исследования по вопросам дигитализации в данном секторе.
Как установила Siemens Digital Industries Software, на рынке повышается спрос на здоровую пищу и напитки, а также на персонализированные продукты. Усиливается нормативное регулирование вопросов качества, а нормы прибыли падают. Исследование выявило основные проблемы предприятий пищевой промышленности, среди них — сезонность спроса, колебания складских запасов, сложность процессов подготовки производства и огромные масштабы выпуска продукции.
Еще один важнейший аспект — безопасность пищевых продуктов. В этом плане концепция Industry 4.0 открывает множество возможностей: новые инструменты обеспечивает полную прослеживаемость состава продукта и всей истории его создания, что значительно сокращает риски.
Огромные масштабы производства и высокая сложность процесса внедрения создают значительные вызовы для предприятий пищевой отрасли. «Крайне важно, чтобы предприятия воспользовались возможностями Industry 4.0 и не отстали от конкурентов, — отмечает Евгений Брандман, менеджер по продажам в компании Siemens Digital Industries Software. — Все более «умные» продукты и способы покупки преобразуют современную пищевую отрасль. Дигитализация способна раскрыть практически неограниченный потенциал компаний, помогая чрезвычайно быстро создавать востребованные потребителями инновации — вкусы, нестандартные удобные упаковки, при этом добиваться высокой производительности, получая хорошую прибыль».
Следовательно, цифровая трансформация должна стать главным приоритетом для всех предприятий пищевой отрасли, а концепция Industry 4.0 гарантирует успех происходящих перемен.
Наибольший потенциал дигитализации в пищевой промышленности заключается в возможности виртуально отображать сведения о продукции и эффективно передавать их заводу-изготовителю. Цифровизация необходима компаниям с обширными линейками выпускаемых продуктов, с большими объемами выпуска и сложной внутренней структурой. Только перевод процессов производства в цифровую форму позволит обеспечить выпуск продукта высокого качества на производстве любого уровня, а также предоставит возможность контролировать и полноценно оценить правильность технологических проектных решений до начала инвестиций в оборудование.
Что касается цифровых преобразований, одной из главных инноваций следует считать внедрение систем управления технологическими процессами (МОМ). Данные системы необходимы, когда виртуальный мир технологического проектирования встречается с реальным миром производства. Для этого требуется синхронизация бизнес-процессов и процессов изготовления продукции.
Разработанная Siemens МОМ-система Preactor APS выполняет календарное планирование заказов с учетом себестоимости, энергопотребления, наличия нужных материалов, оборудования, рабочей силы и других технологических ограничений (в том числе необходимости проведения очистки оборудования без остановки производства).
МОМ-системы решают важные производственные задачи. Они обеспечивают полную прозрачность производственных активов, вычисляют ключевые показатели эффективности и даже выполняют автоматическую балансировку загрузки технологических линий, что исключает простои.
Использование систем такого рода ускоряет процессы производства на 50% что, как показывает проведенное Siemens Digital Industries Software исследование отрасли, является крупным конкурентным преимуществом.
Следует отметить, что переход к модели устойчивого развития в первую очередь заключается во внедрении технологий, обеспечивающих интегрированную детализацию всех процессов создания изделия в рамках концепции Industry 4.0.