Российское решение для автоматизации работы мобильных обходчиков

Опубликовано в номере:
PDF версия
Так называемые обходчики, полевые операторы и мастера по ремонту задействованы во многих отраслях промышленности. Чтобы сделать их работу более эффективной, организовать электронный документооборот и обеспечить полноценный анализ информации о состоянии оборудования, необходима автоматизация. В статье рассмотрим «Автоматизированное рабочее место обходчика» (АРМ обходчика), разработанное российской компанией Digital Design и представленное на конференции Digital Oil&Gas 2022.

С работой обходчиков на промышленных и других предприятиях традиционно связан ряд проблем:

  • Журналы обходов ведутся на бумаге: нет возможности собирать данные в электронном виде и организовывать безбумажный документооборот.
  • Отсутствует контроль персонала и достоверности данных о прохождении обходов.
  • Планы, задания и результаты обходов не всегда передаются оперативно и качественно.
  • Отсутствуют полная статистика по итогам обходов и возможность анализа информации о текущем состоянии оборудования.
  • Возникают непредвиденные расходы на ремонт и обслуживание оборудования.

Предложенное Digital Design решение позволяет планировать и распределять заказ-наряды/задания между сотрудниками, контролировать выполняемые персоналом работы, оперативно получать актуальную информацию о состоянии оборудования и хранить статистические данные.

Функционал АРМ обходчика включает:

  • ведение справочников оборудования;
  • формирование графика обходов;
  • создание и распределение заданий между сотрудниками и бригадами;
  • сбор, фиксацию и передачу информации о состоянии оборудования;
  • обнаружение и фиксацию инцидентов, заведение обращений об инцидентах;
  • отображение справочной информации;
  • контроль выполнения заданий мобильными сотрудниками;
  • формирование отчетности о работе оборудования и ведение статистики;
  • передачу информации в смежные системы.

Более подробно функции решения для разных пользователей представлены на рис. 1 и 2, а архитектура системы — на рис. 3.

Функциональность приложения для руководства и администрации

Рис. 1. Функциональность приложения для руководства и администрации

Функциональность приложения для обходчиков и операторов

Рис. 2. Функциональность приложения для обходчиков и операторов

Архитектура АРМ обходчика

Рис. 3. Архитектура АРМ обходчика

Среди преимуществ решения:

  • Обеспечение мобильности персонала (работа с мобильных устройств и через веб-доступ).
  • Интеграция со смежными системами (технического обслуживания и ремонта, управление нормативно-справочной информацией, промышленные информационные системы и др.).
  • Удобный интерфейс, адаптированный под условия работы обходчиков в разных отраслях.
  • Криптозащита данных, возможность использования электронной подписи.
  • Полностью российская разработка, поддержка PostgreSQL и
  • Возможность передачи данных в АИС Ростехнадзора (рис. 4).
  • Простая адаптация функциональности системы под меняющиеся процессы предприятия.
  • Легкое масштабирование и тиражирование.
  • Возможности, которые предлагает АРМ обходчика:
  • Удобная авторизация (по логину, т. е. e-mail, и паролю; с помощью доменных учетных записей или сторонних сервисов авторизации).
  • Синхронизация (автоматическая отправка заданий и результатов обходов с мобильного устройства при синхронизации сервера).
  • Оффлайн-режим работы (возможность работы с отложенной синхронизацией).
  • QR-коды / RFID-метки (сервисный режим для управления метками).
  • Мультиязычность (возможность выбора языка интерфейса).
  • Фото- и видеофиксация (контроль факта прохождения обхода и фиксация аварийных ситуаций).
  • Фиксация обращений (создание инцидентов в рамках выполнения обхода или ситуативно).
  • Различные виды отчетов (по обходам, дефектам, техническим параметрам и др.).
Пример организации юридически значимого электронного документооборота и передачи данных в Ростехнадзор

Рис. 4. Пример организации юридически значимого электронного документооборота и передачи данных в Ростехнадзор

Эффекты, которых можно достичь при внедрении АРМ обходчика, представлены на рис. 5.

Эффекты от внедрения АРМ обходчика

Рис. 5. Эффекты от внедрения АРМ обходчика

АРМ обходчика уже успешно применяется на российских предприятиях. Приведем два примера.

В 2018 г. на ООО «Пивоваренная компания «Балтика» была внедрена система тагирования (управления аномалиями и рисками на производстве) для снижения производственных рисков и убытков и сокращения дополнительных издержек. На предприятии была необходима база знаний, централизованно собирающая информацию обо всех производственных аномалиях и рисках безопасности.

До внедрения системы работа выполнялась вручную: сотрудники заводов записывали информацию о наблюдаемой аномалии или риске на специальных ярлыках-тагах, после чего назначенный сотрудник собирал данные и заносил информацию в Exсel-файл, который уже транслировался далее в соответствии с корпоративным регламентом. Такие файлы создавались на каждом заводе, и требовалось существенное время, чтобы довести сообщение о выявленной аномалии до исполнителя поручения и ее устранения.

Благодаря внедрению системы тагирования процесс сбора и анализа информации стал унифицированным, централизованным и четко регламентированным. Система позволила автоматически формировать отчеты, контролировать показатели, своевременно принимать меры по устранению аномалий.

В 2021 г. цифровой сервис АРМ обходчика был внедрен в крупной нефтегазовой компании Дальнего Востока для проведения обходов на технологических установках. Система автоматизировала процесс обходов — учет данных о состоянии технологических установок на производственных объектах.

До ее внедрения работа выполнялась вручную: на производственном комплексе использовалось 30 журналов для проведения обходов, которые выполнялись 12 полевыми операторами. Частота выполнения обходов и заполнения журналов — 2 раза в сутки: один раз в дневную смену и один раз в ночную. Такой подход к осуществлению обходов технологических установок был основан на заполнении вручную бумажных журналов с указанием параметров работы оборудования. Проверку правильности и полноты заполнения журналов выполнял начальник смены в конце рабочего дня.

Благодаря внедрению АРМ обходчика был обеспечен доступ к данным, собранным операторами, для анализа информации и определения тенденций изменения параметров оборудования. Регистрация степени выполнения операторских обходов и заданий позволяет предоставлять доказательства для аудита и гарантирует, что передача работы следующей смене включает то, что не было сделано. Также была автоматизирована поддержка процесса выполнения операторами обходов оборудования с требуемой частотой, маршрутом и полнотой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *