Российское решение для автоматизации работы мобильных обходчиков
С работой обходчиков на промышленных и других предприятиях традиционно связан ряд проблем:
- Журналы обходов ведутся на бумаге: нет возможности собирать данные в электронном виде и организовывать безбумажный документооборот.
- Отсутствует контроль персонала и достоверности данных о прохождении обходов.
- Планы, задания и результаты обходов не всегда передаются оперативно и качественно.
- Отсутствуют полная статистика по итогам обходов и возможность анализа информации о текущем состоянии оборудования.
- Возникают непредвиденные расходы на ремонт и обслуживание оборудования.
Предложенное Digital Design решение позволяет планировать и распределять заказ-наряды/задания между сотрудниками, контролировать выполняемые персоналом работы, оперативно получать актуальную информацию о состоянии оборудования и хранить статистические данные.
Функционал АРМ обходчика включает:
- ведение справочников оборудования;
- формирование графика обходов;
- создание и распределение заданий между сотрудниками и бригадами;
- сбор, фиксацию и передачу информации о состоянии оборудования;
- обнаружение и фиксацию инцидентов, заведение обращений об инцидентах;
- отображение справочной информации;
- контроль выполнения заданий мобильными сотрудниками;
- формирование отчетности о работе оборудования и ведение статистики;
- передачу информации в смежные системы.
Более подробно функции решения для разных пользователей представлены на рис. 1 и 2, а архитектура системы — на рис. 3.
Среди преимуществ решения:
- Обеспечение мобильности персонала (работа с мобильных устройств и через веб-доступ).
- Интеграция со смежными системами (технического обслуживания и ремонта, управление нормативно-справочной информацией, промышленные информационные системы и др.).
- Удобный интерфейс, адаптированный под условия работы обходчиков в разных отраслях.
- Криптозащита данных, возможность использования электронной подписи.
- Полностью российская разработка, поддержка PostgreSQL и
- Возможность передачи данных в АИС Ростехнадзора (рис. 4).
- Простая адаптация функциональности системы под меняющиеся процессы предприятия.
- Легкое масштабирование и тиражирование.
- Возможности, которые предлагает АРМ обходчика:
- Удобная авторизация (по логину, т. е. e-mail, и паролю; с помощью доменных учетных записей или сторонних сервисов авторизации).
- Синхронизация (автоматическая отправка заданий и результатов обходов с мобильного устройства при синхронизации сервера).
- Оффлайн-режим работы (возможность работы с отложенной синхронизацией).
- QR-коды / RFID-метки (сервисный режим для управления метками).
- Мультиязычность (возможность выбора языка интерфейса).
- Фото- и видеофиксация (контроль факта прохождения обхода и фиксация аварийных ситуаций).
- Фиксация обращений (создание инцидентов в рамках выполнения обхода или ситуативно).
- Различные виды отчетов (по обходам, дефектам, техническим параметрам и др.).
Эффекты, которых можно достичь при внедрении АРМ обходчика, представлены на рис. 5.
АРМ обходчика уже успешно применяется на российских предприятиях. Приведем два примера.
В 2018 г. на ООО «Пивоваренная компания «Балтика» была внедрена система тагирования (управления аномалиями и рисками на производстве) для снижения производственных рисков и убытков и сокращения дополнительных издержек. На предприятии была необходима база знаний, централизованно собирающая информацию обо всех производственных аномалиях и рисках безопасности.
До внедрения системы работа выполнялась вручную: сотрудники заводов записывали информацию о наблюдаемой аномалии или риске на специальных ярлыках-тагах, после чего назначенный сотрудник собирал данные и заносил информацию в Exсel-файл, который уже транслировался далее в соответствии с корпоративным регламентом. Такие файлы создавались на каждом заводе, и требовалось существенное время, чтобы довести сообщение о выявленной аномалии до исполнителя поручения и ее устранения.
Благодаря внедрению системы тагирования процесс сбора и анализа информации стал унифицированным, централизованным и четко регламентированным. Система позволила автоматически формировать отчеты, контролировать показатели, своевременно принимать меры по устранению аномалий.
В 2021 г. цифровой сервис АРМ обходчика был внедрен в крупной нефтегазовой компании Дальнего Востока для проведения обходов на технологических установках. Система автоматизировала процесс обходов — учет данных о состоянии технологических установок на производственных объектах.
До ее внедрения работа выполнялась вручную: на производственном комплексе использовалось 30 журналов для проведения обходов, которые выполнялись 12 полевыми операторами. Частота выполнения обходов и заполнения журналов — 2 раза в сутки: один раз в дневную смену и один раз в ночную. Такой подход к осуществлению обходов технологических установок был основан на заполнении вручную бумажных журналов с указанием параметров работы оборудования. Проверку правильности и полноты заполнения журналов выполнял начальник смены в конце рабочего дня.
Благодаря внедрению АРМ обходчика был обеспечен доступ к данным, собранным операторами, для анализа информации и определения тенденций изменения параметров оборудования. Регистрация степени выполнения операторских обходов и заданий позволяет предоставлять доказательства для аудита и гарантирует, что передача работы следующей смене включает то, что не было сделано. Также была автоматизирована поддержка процесса выполнения операторами обходов оборудования с требуемой частотой, маршрутом и полнотой.