Прежде всего, давайте не будем говорить, что человек значительно умнее животных. Ведь нет сомнения, что ум присущ и нашим четвероногим братьям, а понятия «значительной» или «незначительной» степени являются очень нечеткими и относительными. А уж «разумной» организации общественной жизни многих насекомых (муравьев, термитов, пчел) люди всегда не только удивлялись, но и пытались брать с них пример (вспомним хотя бы пламенную революционерку Александру Коллонтай и ее сочинение «Любовь пчел трудовых», 1924 г.). Поэтому ум точно не является принципиальным отличием человека (это я уже не про Александру Михайловну, а вообще про человечество).
Более серьезным, на мой взгляд, выглядит утверждение, что человека принципиально отличает от животного принятая в обществе система нравственных ценностей, что животному неизвестны понятия добра и зла, долга и чести. Но, с другой стороны, подавляющее большинство животных не убивает особей своего вида. Зато «высоконравственный» человек занимается этим на протяжении всей своей истории с большим энтузиазмом. Более того, все согласны в том, что собака предать своего хозяина не может и от нее подлости чаще всего ждать не приходится. Многие даже признаются, что чем дольше живут среди людей, тем больше любят именно собак. Так что и тезис о нравственности оказался очень спорным.
И вот теперь аргумент по теме журнала Control Engineering: только человек научился усиливать свои природные способности. И здесь не идет речь о палке-копалке и орудиях труда, так любимых классиками марксизма-ленинизма. Использовать в своих целях палочки, камни или листочки умеют многие птицы и животные. Принципиально то, что человек научился усиливать свои способности по восприятию, обработке и хранению информации. А как известно, кто владеет информацией — тот владеет миром.
Во-первых, человек научился неограниченно «расширять» свою память. По моему мнению (оно не совпадает с общепринятой концепцией антропогенеза), Homo стал sapiens’ом только в тот момент, когда вместо того, чтобы запомнить что-то важное, он записал (выбил, вырезал, нарисовал) это с помощью специальных символов. Без использования письменной информации Homo так и остался бы пусть говорящим, но не более чем человекоподобным приматом.
Во-вторых, человек научился увеличивать объем информации, воспринимаемой его органами чувств. По различным оценкам, от 80 до 90% информации о внешнем мире человек получает с помощью зрения. Поэтому неудивительно, что прежде всего человек стремился «усилить» свои глаза. В 1610 г. итальянский физик и астроном Галилео Галилей впервые посмотрел на небо с помощью сконструированного телескопа. То, что он увидел, полностью изменило наши взгляды на окружающий мир. С помощью своего простейшего (по современным понятиям) устройства Галилей открыл горы на Луне, темные пятна на Солнце, четыре спутника Юпитера, фазы Венеры и некие «придатки» у Сатурна (объяснить природу колец Сатурна он не смог). Так человечество овладело способностью рассматривать очень далекие объекты. Осталось теперь научиться видеть малое. И в середине XVII в. голландский ученый Антони Левенгук изобрел микроскоп, который, несмотря на свою простоту (всего одна увеличивающая линза), давал 250-кратное увеличение и позволил рассмотреть фантастический «мир в капле воды».
Наконец, еще одно принципиальное отличие человека от животного: человек возомнил себя Творцом и настойчиво пытается создать себе подобных — роботов, пробуя наделить их основными атрибутами человека разумного, т. е. интеллектом и органами чувств. Наверное, наибольших результатов человек добился в области машинного зрения и, в последнее время, электронного языка. Вопросам использования систем машинного зрения — этого свидетельства амбициозных планов человека по созданию себе подобных — посвящены специальные статьи настоящего номера.
А что говорит о людях и животных основная научная дисциплина нашего журнала — кибернетика? Ничего утешительного. Главная книга основоположника современной кибернетики американского математика Норберта Винера называется «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». С точки зрения кибернетики, законы управления являются одинаковыми во всех саморегулирующихся системах: в технических, в живых организмах и в человеческом обществе. Поэтому для нее нет принципиальной разницы не только между человеком и животным, но даже между ними и машиной. Должно ли это радовать или огорчать — вопрос, которым технические науки не занимаются.