Владимир Никифоров — главный редактор Control Engineering Россия
Мне кажется, что подавляющее большинство людей на протяжении всей своей жизни испытывают необъяснимое стремление найти «другого себя». Этот «другой» должен быть похож на нас, но быть непременно другим, а не нашей точной копией. В детстве это стремление воплощается в желании иметь брата или сестру. В более зрелом возрасте стремление найти «других нас» принимает форму общечеловеческой веры в существование внеземных цивилизаций и их разумных обитателей. Мы хотим верить именно в зеленых человечков — похожих на нас, но немного других. Форма здесь имеет значение. Я думаю, мы почувствуем одинаково глубокое разочарование, если разумные инопланетяне окажутся маленькими муравьями или будут нашей полной копией.
Иррациональное желание обрести себе подобных было присуще людям на протяжении многих веков. Не находя естественного, природного решения (братья есть не у всех, а прилет инопланетян, по всей видимости, несколько задерживается), люди решили взять инициативу в свои руки и создать себе подобных самостоятельно. Первые «другие мы» — андроиды XVIII века (механические человекоподобные куклы). Французский механик Жак де Вокансон создал в 1738 г. механического флейтиста, который мог исполнять 12 мелодий, перебирая пальцами по отверстиям флейты, вздыхая и шевеля губами. Чуть позже швейцарские часовщики Пьер-Жак Дро и его сын Анри Дро создали три поразительные механические куклы — писца, рисовальщика и музыкантшу, которые столь искусно писали, рисовали и играли на органе, что многие современники искали внутри них спрятанного человека. Всемирная известность этих механических кукол даже породила ложное мнение (которое иногда высказывается в литературе), что слово «андроид» (от греческого «человекоподобный») на самом деле произошло от имени Анри Дро.
Механические андроиды XVIII века не имели утилитарного значения — они были игрушками. Идея создания человекоподобного помощника стала популярной после публикации в 1921 г. пьесы Карела Чапека «Р.У.Р.» («Россумские Универсальные Роботы»). Введенный им термин «робот» (от чешского «robota» — тяжелый труд, каторга) получил всемирное признание, а идея создания робота увлекла ученых и изобретателей. Но если ученые и конструкторы при создании роботов, прежде всего, создавали функциональные и практичные устройства, мало заботясь об их схожести с человеком, то в общественном сознании продолжала жить мечта о симпатичном, слегка забавном, умном и добром помощнике. Эта мечта воплотилась во множестве художественных произведений — книгах и кинофильмах. При этом роботы — абсолютные копии человека в художественных произведениях, как правило, были носителями зла и выступали в качестве опасных соперников или даже врагов человека.
Еще совсем недавно области применения роботов были очень ограничены: серийное производство, опасные и экстремальные условия, армия, космос. Простые люди в своей повседневной жизни с роботами не сталкивались, формировали свое представление о них по художественным произведениям и продолжали ждать встречи с «другим собой». Большие надежды возлагались на ХХI в. И вот столь ожидаемое чудо произошло! Появился первый коммерческий, серийно выпускаемый робот-помощник, который (выдержка из рекламы) «старательно ползает по дому и выполняет свою работу без вашего участия». Это робот-пылесос iRobot. Я смотрю на небольшой черный диск, который самостоятельно, в соответствии с заранее заданным графиком, ездит по дому, обходит провода и хрупкие предметы, самостоятельно возвращается на базу для подзарядки, и задаюсь вопросом: это и есть «другие мы», такие маленькие, юркие и выполняющие грязную работу? Уж лучше бы прилетели инопланетяне-муравьи — разочарование было бы не таким сильным! Или в том, что первый действительно массовый робот именно такой, скрыт глубокий смысл?
Будем надеяться, что робот-пылесос — это только первая ступень в долгой эволюции (по Дарвину) роботов-помощников, и мечта обрести «других нас» — красивых, умных и достойных восхищения кибер-приматов — еще только ждет своей реализации.