Обучающие методики с использованием тренажеров при обучении работе в системах управления процессами

Тренажеры – это основное средство обучения операторов, однако конечный результат напрямую зависит от того, каким образом они будут использованы. Нельзя допустить, чтобы технологические достижения позволили забыть о важности человеческого фактора.

Eсли вы используете или собираетесь использовать тренажеры для обучения операторов управления, то вам может очень пригодиться знание разных точек зрения и методов обучения взрослых, которые позволят вам подготовить более эффективную программу обучения. Описываемая здесь методология обучения и деятельности может использоваться как в применении к специальным тренажерам, так и к с тренажерам общего назначения.

В последние 30 лет цифровые системы управления сильно изменили технологии промышленных процессов. Эти замечательные устройства сделались необычайно сложными, в значительной степени автоматизированными и очень требовательными в процессе обучения.

Зачастую мы пытаемся научить людей обслуживать эти системы, привлекая к этому процессу мощные инновационные тренажеры. Для плодотворного их использования нам, безусловно, необходимо применять столь же инновационные методы обучения. Тем не менее, по-прежнему распространены неудовлетворительный уровень подготовки и методичности обучения взрослых, а также использование устаревших методик обучения. Эти обстоятельства могут отрицательно отразиться на эффективности обучения, несмотря на уровень сложности используемого оборудования.

«Как объяснить заурядность подготовки в ситуации подавляющего обилия технологических предложений?  Отчасти она отражает глубокую недооценку требований, предъявляемых к компетенциям в связи с вступлением высоких технологий в область информатики» (Zuboff, 1988). В реальности осознание того, как организована работа на компьютеризированном рабочем месте, не поспевает за техническим усложнением оборудования. Вот почему мы, будучи наставниками сотрудников и желая быть эффективными в водовороте технических новинок, должны углублять наше понимание и использовать надлежащие способы обучения взрослых и методики тренингов.

 

Методы обучения взрослых

тренажерыДля того, чтобы передовые системы управления могли выполнить свою задачу, их операторы должны быть обучены значительно лучше, чем операторы прошлых поколений. По словам Зубова, «когнитивные навыки требуют, чтобы для эффективного использования возможностей информационных технологий компьютеризация осуществлялась за счет серьезного образовательного усилия». В целом, это вообще не подлежит обсуждению. Однако, традиционные методы обучения не подходят для этой задачи.

Первый шаг к созданию более инновационных методов обучения ? это изучение наших собственных способностей к восприятию и представлений касательно преподавания и обучения. Наша точка зрения по этому вопросу во многом определяется нашим собственным образовательным опытом и в значительной степени определяется нашей личной «точкой отсчета» (Mezirow, 2000). Легко изменить эти базовые представления невозможно, хотя человек и может сопоставлять их с другие точками зрения. Большинство представлений, связанных с обучением взрослых, так или иначе связаны с одним из многих методов обучения взрослых. Тем не менее, философские и теоретические принципы обучения сотрудников опираются преимущественно на поведенческо-гуманистические подходы.

Поведенческий (бихевиоральный) подход

Современный бихевиоризм приобрел популярность в 50-е годы благодаря самому влиятельному его пропагандисту Б. Ф. Скиннеру (Elias & Merriam, 1995). В значительной степени своим появлением он обязан в начале ХХ века Джону Б. Уотсону. «Как эколог-экстремист Уотсон утверждал, что из первого попавшегося здорового ребенка в условиях естественной среды он мог бы создать кого угодно ? от врача до побирушки» (Elias & Merriam, 1995). Конечно, большинство из нас помнит знаменитого русского психолога Ивана Павлова и его пускающую слюни собаку.

«Метод поведенческого обучения начинается с определения поведенческих намерений. Поведенческие намерения включают в себя три компонента: индифферентные условия и стимулы, на которые студент должен реагировать. Требуемое от обучающегося поведение, а также отношение к результату своего поведения [и] описание критериев, по которым поведение будет оценено как приемлемое или неприемлемое, успешное или неуспешное» (Elias & Merriam, 1995). Затем обучение сосредоточивается на формировании и закреплении ожидаемых действий и типов поведения. Большая популярность бихевиористских методов, как минимум, в промышленных и военных учебных программах, обусловлено общепринятым мнением, что обучение, опирающееся на поведенческие реакции, позволяет достичь желаемого результата: получить сотрудников или солдат, ведущих себя так, как их научили.

Гуманистический подход

Основоположники гуманистического подхода, в том числе видные богословы и педагоги, среагировали на то, что они воспринимали как дегуманизирующие элементы бихевиоризма. Малкольм Ноулз, вероятно, ? самый известный специалист по образованию взрослых в русле гуманистического подхода. Ноулз пввел в обиход понятие образования взрослых как андрогогики, противопоставленной педагогике ? теоретическим принципам и методам, используемым в сфере детского образования (Knowles, 1980). Несмотря на то, что исследования и наука свели минимуму различия между обучением взрослых и детей, основные сторонники философии гуманистического образования взрослых остаются последовательными. «Обучающийся – это центральный элемент процесса, преподаватель – его координатор, а обучение происходит посредством делания открытий… Гуманистическое образование взрослых сосредоточено на личности обучающихся. В этом контексте преподавателю не обязательно виднее» (Elias & Merriam, 1995). Философия и методики гуманистического преподавания находят свое место в сфере бизнеса и производства в форме профессиональных, управленческих и исполнительских развивающих программ.

Конструктивизм

Представляется бессмысленным использовать гуманистические методы при управлении и для профессионального развития, а в тренингах перескакивать в область бихевиоризма. Освоение поведенческих моделей, сколь бы многоплановы они ни были, не подготавливает оператора управленческого пункта к тем сложностям, с которыми ему предстоит ежедневно сталкиваться. После пятилетнего исследования изменений, вызванных внедрением в технологические процессы новых систем компьютерного управления, научный сотрудник Гарвардского университета Шошана Зубофф констатировала, что «работа с интерфейсами данных становятся в процессе развития информатизации все более похожими друг на друга. На высших этапах они превратились в профессии, описывающие другие профессии ? «metajobs». Конструктивистский подход, использующий разнообразные и даже противоположные методы образования взрослых, может стать наиболее надежным фундаментом, на котором можно построить обучение этим специальностям «metajobs».  Мы должны понять, что «обучающиеся не являются просто пассивными получателями или обычными регистраторами информации… При этом мы смещаемся с пассивного восприятия обучения к боле познавательной и конструктивной позиции, уделяющей особое внимание тому, что обучающимся известно (знание) и тому, как они осознают (когнитивные процессы) то, что знают, в тот момент, когда активно включаются в осмысленное обучение» (Anderson & Krathwohl, 2001).

Специализированные тренажеры hifi

Поскольку затраты на специализированные hi-fi (high-fidelity) тренажеры и связанные с ними ожидания довольно велики, те, кто составляет программы обучения, должны приложить максимум усилий для создания качественного плана и его поддержки программами обучения на тренажерах. Первое замечание касается качества самих тренажеров. Ответственные за испытания тренажеров должны стремиться сделать все, необходимое с технической точки зрения, так, чтобы максимально точно воспроизвести реальный технологический процесс. Подумайте, насколько велик риск, что операторы пультов управления сделают неверные шаги «реальном мире», если они проходили обучение на тренажерах, показывающих реальные последствия изменений процессов или определенных реакций. Одним словом, создавая специализированный полномасштабный тренажер, сделай его как следует или не делай вовсе.

Важным аспектом в планировании обучения на специализированных тренажерах hifi является учет того обстоятельства, что операторы пультов управления выполняют свою работу не в изоляции. Решения, касающиеся важных мероприятий по контролю, влекут за собой значительное влияние людей друг на друга, особенно в нестандартных ситуациях, таких как пуск устройства. Сотрудничество между контролерами процесса, другими операторами пульта управления, техническими исполнителями, инженерами и механиками ? это динамичный и жизненно важный компонент. В связи с этим, мероприятия по подготовке кадров, которые предназначены для освоения оператора пульта в реальной ситуации, должны осуществляться с участием максимально возможного количества людей. Операторы пультов, прошедшие обучение в группах, легче устанавливают взаомодействие с другими людьми при принятии важных решений, и перед внесением в процесс критических изменений. И напротив, если оператор обучается отдельно от других лиц, он может воспринимать работу, связанную с реальным контролем процесса, субъективно. Это может вызвать серьезные затруднения, если необходима работа в команде. Обучающая деятельность должна как можно точнее имитировать методы коллективного принятия решений и межличностного взаимодействия. Необходимо как можно чаще воспроизводить такие сценарии.

Взаимодействие между основными участниками процесса и третьими лицами, являющееся результатом осуществления реального сценария, а также моделирование этого взаимодействия имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В них заключен реальный потенциал для мотивации позитивных изменений, связанный с выявлением реальных проблем управления. Слишком частый повтор тренинга одного процесса, даже при использовании самых сложных тренажеров, низводит его до уровня шаблона, который лишь в общих чертах отвечает потребностям обучающегося. Имитируемый сценарий должен провоцировать обучающихся к размышлениям о причинах, по которым они приняли то или иное решение, побуждать их думать о последствиях своих действий, а также мотивировать к тренировкам для того, чтобы лучше понять процессы, которыми они управляют.

Универсальные тренажеры

Тренажеры широкого назначения, воспроизводящие стандартные процессы нефтепереработки, химического, целлюлозного или какого-либо иного производства, могут стоить относительно недорого и должны быть просты в установке. Обучение на таких тренажерах начинается с краткого (10-20 минут) инструктажа. Эти небольшие, но имеющие большой потенциал устройства могут быть легко использованы при обучении теории процессов, их взаимозависимости, типичным реакциям внутри процесса, основам использования приборов и использованию монитора пульта управления. Нельзя недооценивать когнитивных навыков, приобретаемых при использовании универсальных тренажеров. Эти динамические устройства могут быть гораздо более эффективными, чем традиционные средства обучения с использованием компьютера и электронных обучающих программ. Универсальные тренажеры повышают мотивацию обучающихся, создают динамичную среду обучения и способствуют активному взаимодействию между участниками. В определенном смысле, будучи используемы творчески, они могут приносить радость.

Тренажеры, моделирующие универсальные процессы, как правило, устанавливаются в сети или на автономном персональном компьютере, управляемом с помощью мыши и стандартной QWERTY-клавиатуры. Большинство таких универсальных тренинговых программ может быть отображено на юридически защищенных дисплеях системы управления посредством их объединения с передающими устройствами или «черными ящиками». Это несколько увеличивает стоимость аппаратных средств и лицензий, но делает возможным создание собственной архитектуры учебного оборудования, взаимодействие проприетарных систем управления и отображение процесса управления. Более того, в такой системе эти имитации могут отображаться на экране в независимых окнах, демонстрирующих реальные элементы управления процессом в безаварийном режиме работы. Это позволяет обучающимся переключаться между этими имитациями и данными в режиме реального времени и реального отображения схем, а также использовать различные конфигурации экрана, соответствующие состоянию устройств, задействованных в процессы. Это позволяет обучающемуся понять взаимосвязь имитируемым устройством и реальностью.

Действия, совершаемые в процессе занятий на универсальных тренажерах, могут оказаться более свободными и спонтанными, чем при использовании специальных тренажеров. Игры, ролевые игры, полнота, познание и свободный эксперимент могут стать частью учебного процесса. Это не означает, что ведущий тренинга или его автор могут позволить себе недисциплинированность и пренебрегать должным анализом своих действий. Мы хотим сказать лишь то, что изучение основ процесса и управления тренажером включает в себя множество различных аспектов и в ней задействовано значительно больше учеников со значительно увеличенным количеством доступных компьютеризированных мест. Это дает подобным проектам значительно больше образовательных возможностей. Концепция совместной работы и совместное принятие решений также могут осваиваться в процессе работы на универсальных тренажерах. Это доступно не только тем, кто использует специализированные тренажеры.

 

Стили обучения, предпочтения и возможности

Широко распространено разделение способов восприятия на зрительные (визуальные), слуховые (аудиальные) и моторные. Общедоступны рекомендации по анализу различных сфер познавательных, эмоциональных и психомоторных аспектов знания. Некоторые обучающиеся независимы и будут охотно использовать тренажеры, чтобы активно углублять свои знания (Brookfield, 1986). Другие предпочитают подготовительные упражнения и руководство инструктора, ведущего занятие. Инструктаж, приспосабливающийся к темпу работы обучающегося, нравится одним и негативно воспринимается другими. Несмотря на то, что планирование учебных курсов с учетом различных когнитивных стилей и предпочтений учащихся кажутся чрезмерно сложным и непрактичным, практика свидетельствует об обратном. Разработчики курсов приспосабливаются к большинству когнитивных стилей и предпочтениям участников, предлагая им разные типы занятий и учебных материалов. Догматизм в разработке учебных курсов, настаивающий на «одном, подходящем для всех», – это неуместный и упрощенный подход. Подобная близорукость почти наверняка снизит эффективность обучения. Если быть кратким, вы должны учитывать все стили обучения.

 

Резюме

Тренажеры стали технически сложнее, доступнее и распространенней. Тем не менее, методы их эффективного использования при обучении персонала, управляющего технологическим процессом, не претерпели должного развития, которое позволило бы им полностью использовать потенциал этих тренажеров. Это привело к тому, что на предприятиях полно покрытых пылью брошенных и бесполезных тренажеров. Если мы, как ответственные за профессиональную подготовку XXI века, намерены достичь успеха в обучении и подготовке рабочей силы эпохи постмодерна, мы должны начать с критической оценки наших представлений и способов преподавания и обучения. При необходимости, мы можем выбрать более подходящие принципы, на которых станем планировать наши тренинги. Мы должны понимать, что тренажеры это не «обучающие автоматы», которые необходимо просто подключить, а предназначены для обучения нами людей.  Люди учат людей при помощи тренажеров.

Нам необходимо вести исследования, думать, находить или придумывать разные способы применения этих сложных тренажеров для обучения процессам управления, а затем применять их на практике. В конце концов, если нам удастся столь же инновационно вести обучение использованию цифровых систем контроля процессов как те, кто эти системы спроектировал, мы сможем в полноте испытать динамизм имитации процессов.

Доктор Ричард К. Ортлофф более 15-ти лет занимается подготовкой персонала в нефтехимической промышленности и в настоящее время является старшим советником по обучению в корпорации «ExxonMobil» в Бьюмонте (Техас). Он получил докторскую степень в Колумбийском университете в Нью-Йорке. В 2001 году сертифицирован колледжем автоматизации Honeywell как инструктор по обслуживанию тренажерных устройств. Кроме того, доктор Ортлофф два года работал инструктором в колледже Pacific Northwest Technical College (Тихоокеанский северо-западный технический колледж).

 

CE

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *