Новый подход Itorum MR к техническому обслуживанию и ремонту оборудования

Опубликовано в номере:
PDF версия
Чтобы повысить эффективность технического обслуживания и ремонта оборудования, необходимо комплексное решение, позволяющее сократить количество отчетов, заполняемых вручную, увеличить скорость получения и анализа информации, что даст возможность руководству предприятия принимать правильные и своевременные решения. Кроме того, такое решение поможет защитить сотрудника, снизить производственный травматизм, повысит уровень безопасности и охраны труда. Мы решили обратиться к новым технологиям и создать подобное решение.

Уже более 10 лет наши специалисты занимаются разработкой технической документации. За это время, изучая лучшие мировые практики технического обслуживания промышленного оборудования, мы поняли, что выпустить качественное изделие и сделать хорошую документацию к нему недостаточно. По статистике, до 80% отказов современной техники происходит изза ошибок обслуживающего персонала. Возникает объективная необходимость снизить воздействие человеческого фактора для того, чтобы уменьшить количество ошибок, обеспечить соответствие всех выполняемых операций технологическим регламентам, организовать контроль выполнения операций и соблюдения техники безопасности на производстве.

Накопив большой опыт работы с конструкторскими 3D-моделями и пытаясь использовать VR- и AR-технологии при разработке документации, мы столкнулись с достаточно большой трудоемкостью и стоимостью создания контента. В итоге сосредоточились на разработке собственной платформы, состоящей из трех функциональных модулей — «Удаленный эксперт», «Технологические карты» и «Инспектор», используемых как на обычных смартфонах и планшетах, так и помощью устройств дополненной реальности. Наша платформа включена в Реестр российских программ для ЭВМ (свидетельство о государственной регистрации 2020615276 от 20.05.2020).

Каждый модуль представляет собой готовое решение, которое позволяет справляться с однотипными проблемами.

«Удаленный эксперт» (рис. 1) используется, когда оборудование выходит из строя, а возможности обслужить его не имеется. Например, у работника на объекте нет нужных компетенций, а специалист, который может ему помочь, находится в другом городе или в другой стране. Этот модуль стал особенно популярен во время карантина, и его начали заказывать не только компании, использующие промышленное оборудование, но и те, кто выпускает оборудование. Производители оборудования поставляют его в комплекте с нашими решениями, чтобы помочь пользователям быстрее решать возникающие проблемы с оборудованием и контролировать его правильную эксплуатацию на протяжении гарантийного периода.

Скриншот интерфейса «Удаленного эксперта»

Рис. 1. Скриншот интерфейса «Удаленного эксперта»

Работает это следующим образом: техник на предприятии в городе X, где установлено вышедшее из строя оборудование, надевает носимый планшет AR и, используя приложение «Удаленный эксперт», выходит на связь с экспертом, находящимся в городе Y. Эксперт, получая изображение с видеокамеры носимого планшета, консультирует техника по возникшим вопросам, а также выводит на дисплей планшета свои визуальные подсказки, необходимые схемы и чертежи. В результате такого взаимодействия удается либо диагностировать причину неисправности, либо решить проблему здесь и сейчас, устранить причину неисправности или перенастроить оборудование.

В новой версии модуля «Удаленный эксперт» предусмотрена возможность организации конференцсвязи и встроенный голосовой переводчик (рис. 2), что позволяет нескольким экспертам из разных стран, говорящим на разных языках, одновременно подключиться к решению проблемы и эффективно взаимодействовать в рамках одного информационного пространства.

Скриншот интерфейса голосового переводчика

Рис. 2. Скриншот интерфейса голосового переводчика

Это значительно упрощает сотрудничество с зарубежными специалистами и позволяет удаленно получить необходимые консультации по вопросам пусконаладки, ремонту и обслуживанию импортного оборудования.

Модуль «Удаленный эксперт» наиболее востребован нашими заказчиками. Он используется на многих предприятиях для настройки и ремонта оборудования, организации складского учета и логистических процессов. В частности, на российских предприятиях крупнейшего в мире производителя продуктов питания применение этого модуля позволяет сократить время простоя оборудования на 87% — с 5 календарных дней до 5 часов.

Модуль «Технологические карты» (рис. 3) решает три проблемы: автоматизирует процесс обучения персонала, позволяет контролировать производительность труда и пошагово фиксирует каждый этап выполнения работ.

Скриншот техкарты

Рис. 3. Скриншот техкарты

Принцип работы модуля такой: специалист надевает носимый планшет AR, видит список задач, разбитый на шаги, и начинает их выполнение. До того как приступить к работам, специалист может посмотреть обучающие видео по каждому шагу. В ходе выполнения работ производится фотои видеофиксация, записывается время выполнения каждого шага. При необходимости с помощью голосовых команд специалист фиксирует наблюдаемые технические параметры и записывает свои замечания и комментарии.

В состав модуля входит редактор сценариев, который позволяет легко и быстро выстраивать любые производственные и бизнеспроцессы в виде удобных и наглядных блоксхем.

Этот инструмент позволяет легко оцифровать любой технологический процесс и получать в электронном виде отчеты, содержащие информацию о реальном времени выполнения и медиаматериалы для создания оцифрованной базы знаний и компетенций.

С помощью модуля «Технологические карты» один из наших клиентовкрупная горнодобывающая компания смогла в 2 раза сократить трудозатраты на ремонт и ТО тяжелой техники, что позволяет ей сэкономить до 16 млн рублей РФ в год.

Модуль «Инспектор» (рис. 4) упрощает процесс проверки оборудования, проведения контрольных проверок качества продукции, а также выполнения различных чеклистов и по их результатам формирует отчеты. Работает это так: специалист надевает носимый планшет AR, видит список инспекций, начинает проверку и, выполняя каждый шаг инспекции, имеет возможность сделать фото или видео для фиксации выполнения каждого шага и оставить голосовой комментарий, который в итоговом отчете преобразуется в текст. После окончания инспекции система автоматически формирует отчет о проведенной инспекции. При этом форму итогового отчета можно настроить индивидуально под каждого пользователя.

Скриншот интерфейса модуля «Инспектор»

Рис. 4. Скриншот интерфейса модуля «Инспектор»

На одном из предприятий российского нефтегазового комплекса технический регламент предусматривает проведение около 250 000 проверок за 18 месяцев, то есть более 450 проверок в день, включая выходные и праздничные дни. В соответствии с проектной документацией и правилами организации пусконаладочных работ наши специалисты разработали комплекс чеклистов и интегрировали его с действующей на предприятии системой управления 1С. В комплекс вошли все типы проверок (от визуального контроля до тестирования электроники) и все виды отчетности. Отчетная документация заполняется автоматическитак инспекторы экономят рабочее время на оформление и форматирование документов

Мы продолжаем работу над расширением возможностей нашей платформы. В настоящий момент проходит опытнопромышленную эксплуатацию новый модуль «Предиктивная диагностика». Этот модуль предназначен для раннего обнаружения неисправностей и нарушений режимов работы оборудования с применением технологий машинного обучения, математического моделирования, расчетных методик и аналитических алгоритмов и правил.

Как уже упоминалось, наши модули можно установить и использовать как на обычных смартфонах и планшетах, так на устройствах дополненной реальности. Примером применения служит носимый планшет Navigator 500 (рис. 5), выпускаемый компанией RealWear Inc. на базе операционной системы Android 11 и 8-ядерного процессора Qualcomm Snapdragon 662. Устройство имеет класс защиты IP66, предназначено для эксплуатации в температурном диапазоне –20…+50 °С, содержит 4 Гбайт оперативной памяти и 64 Гбайт памяти внутренного хранилища, чей объем можно увеличить с помощью SD-карты до 512 Гбайт, поддерживает Wi-Fi 802.11 a/b/g/n/ac и Bluetooth 5.1, снабжено камерой разрешением в 48 Мп, что позволяет записывать видео в формате 1080p с частотой 60 кадров/с.

Navigator 500

Рис. 5. Navigator 500

Navigator 500 управляется голосовыми командами, для распознавания которых служат четыре встроенных микрофона и система активного подавления шума уровнем до 94 дБ. Эта система позволяет пользователю, находящемуся в условиях шумного производства, управлять планшетом с помощью голоса, оставляя свободными обе руки. Устройство поддерживает 15 языков, включая русский, английский и китайский, весит 270 г, при помощи дополнительных аксессуаров крепится к защитной каске, каскетке, кепке или любому другому головному убору.

Емкость аккумулятора составляет 2600 мА·ч, и при необходимости он может быть заменен без выключения устройства и прерывания процесса работы приложений.

С самого начала нашей деятельности мы ориентировались на крупные производственные организации, изучали их потребности и разработали продукт, который помогает сделать их работу проще и эффективнее. Чем бы ни занималась компания — производством медицинских препаратов, пищевой продукции или добычей полезных ископаемых, — принцип везде один: «железо» ломается и его нужно регулярно обслуживать.

За прошедшие три года наши решения приобретены и используются компаниями «Газпромнефть», Enel, «Полюс Золото», «НИПИгаз», SIAD, КОРУС, «Инфраструктура ТК», «Технониколь», CLARIANT, «Джон Крейн-Искра», «ОДК-авиадвигатель», Nestle, Danone и другими предприятиями, работающими в сферах добычи полезных ископаемых, машиностроения, авиастроения, сервисного обслуживания, энергетической отрасли, пищевой и химической промышленности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.