AR-технология ServiceVizor от АО «МЦД» помогают НПЗ «ТАНЕКО» обеспечивать надежность источников бесперебойного питания

AR-технология ServiceVizor от АО «МЦД» помогают НПЗ «ТАНЕКО» обеспечивать надежность источников бесперебойного питанияНПЗ «ТАНЕКО», входящее в ПАО «Татнефть», внедрило систему на базе AR, которая позволяет минимизировать производственные риски и предотвратить незапланированные простои. Было выбрано отечественное решение ServiceVizor, разработанное компанией «Моделирование и цифровые двойники» (АО «МЦД»).

ServiceVizor — это решение для автоматизации бизнес-процессов сервисного обслуживания на основе дополненной реальности. Он предназначен для помощи техническому персоналу, создания цифровой базы знаний по ТОиР, регистрации дефектов и аварий, а также анализа критичности последствий отказов на цифровой технологической модели. На объекте «ТАНЕКО» технология была внедрена для информационного сопровождения и обучения инженеров автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП), автоматизации процессов обслуживания критически важного оборудования. С ее помощью инженерам на объекте доступна дополнительная информация про оборудование в виде виртуальных датчиков, мнемосхем с цветовой индикацией показаний контрольно-измерительных приборов (КИП) и наглядная визуализация в виде точной 3D-копии оборудования. В AR специалисты могут увидеть внутренние элементы шкафа, где подсвечены силовые линии, по которым в данный момент протекают токи и напряжение.

Совместная работа с «ТАНЕКО» началась с проработки демопроекта. Специалистам нужно было подобрать и протестировать такой сценарий, при котором система будет максимально полезна и эффективна для НПЗ. Сотрудники НПЗ имитировали аварийную ситуацию, при которой происходит сбой в системе одного из ИБП. После этого было необходимо оценить реакцию ServiceVizor и его вклад в устранение проблемы. Тест показал, что сочетание дополненной реальности с интерактивными электронными техническими руководствами в ServiceVizor позволило быстро и правильно отреагировать на эту аварию.

Создание первичной 3D-модели выполнялось полностью специалистами АО «МЦД» по документации из открытых источников. Кроме того, инженеры применили технологию фотограмметрии, провели сканирования объекта, получили облако точек и на их основе воссоздали геометрию реального оборудования.

Специально для НПЗ ServiceVizor был кастомизирован — это позволило настроить его интерфейс под конкретные потребности «ТАНЕКО» в соответствии с бизнес-процессами компании и стратегиями обслуживания оборудования. Учитывая, что на НПЗ используется учетная система 1С ТОиР, дополнительной задачей для ServiceVizor стала интеграция с 1С. Был определен объем информации, необходимой для передачи данных между 1С ТОиР и ServiceVizor, после чего связь была налажена.

Совместно с «ТАНЕКО» эксперты «МЦД» проработали разные инструкции, которые можно использовать как первую помощь при различных видах аварий. Раньше, в зависимости от аварии, персоналу приходилось самостоятельно оценивать ситуацию, выбирать алгоритм действий и тратить время на принятие решений. В ServiceVizor за каждую аварию и проблему отвечает отдельная инструкция, которая сразу дает рекомендации по действиям, необходимым для ее максимально быстрого устранения. Более того, при возникновении аварии все ответственные лица получают соответствующие уведомления о месте и источнике аварии, а также краткое описание ее возможных причин. На основе опыта сотрудников НПЗ и технической документации на оборудование, в конфигурации системы строго определены сценарии и меры по устранению каждой возможной аварии. Если случится какая-либо неисправность, система мгновенно предупредит о ней, тем самым уменьшая масштабы последствий и обеспечив технический персонал четкой последовательностью действий для ее устранения. В результате это сократит время простоя оборудования, а система полностью себя окупит. В «ТАНЕКО» уже зафиксировали первые результаты — если без системы ServiceVizor общее время устранения аварии составляло 31 мин 13 с, то теперь на это уходит 16 мин 29 с.

Технология дополненной реальности в ServiceVizor позволяет в ходе работы видеть внутренние узлы и компоненты шкафа, которые обычно недоступны взгляду, и оценивать их техническое состояние. Например, наведя планшет на шкаф ИБП, техник видит в режиме наложения точную схему силовых линий. При этом участки под напряжением подсвечены на экране в соответствии с силой тока на линии в данном режиме работы шкафа. Это способствует безопасности техника, крайне важной в нештатной ситуации.

ServiceVizor может работать на любом мобильном решении — смартфонах Android и iOS, специализированных планшетах и промышленных 2D- и 3D-очках дополненной и смешанной реальности (MR). На НПЗ в качестве оборудования для AR используется мобильный планшет как наиболее подходящий для обходов и быстрого принятия решений. В отличие от очков, планшет позволяет вывести на экран больше дополнительной информации о замерах, снять больше показаний и зафиксировать дефекты.

В «ТАНЕКО» систему уже протестировал как технический персонал, так и руководство службы эксплуатации АСУ ТП. ServiceVizor теперь ежедневно используют в работе инженеры по обслуживанию. Одно из преимуществ, которые они выделили, — возможность увидеть то, что недоступно человеческому глазу. Они также отметили простоту использования решения. Достаточно подойти к шкафу, идентифицировать оборудование по QR-коду, сопоставить контур модели на мобильном устройстве с контуром реального шкафа и загрузить все элементы дополненной реальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *