ДК-И — система диспетчерского контроля устройств СЦБ на станциях

Опубликовано в номере:
PDF версия
ДК-И — система диспетчерского контроля на базе технологии микропроцессорной централизации стрелок и сигналов МПЦ-И. Она предназначена для организации удаленного контроля состояния устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) станций, оборудованных МПЦ-И или любыми релейными электрическими централизациями (ЭЦ).

Разработка системы

В 2014 г. по техническому заданию Нижнетагильского металлургического комбината («ЕВРАЗ НТМК») научно-производственный центр «Промэлектроника» разработал систему диспетчерского контроля ДК-И. Разработка была призвана улучшить организацию труда диспетчерского аппарата при контроле поездной ситуации на участках из нескольких станций (удаленном контроле состояния устройств СЦБ).

Сегодня под оперативным контролем диспетчера управления железнодорожного транспорта (УЖДТ) с помощью ДК-И находятся поездная ситуация и состояние устройств СЦБ восьми станций «ЕВРАЗ НТМК».

Система ДК-И позволяет создать информационный центр с единым диспетчерским табло для оперативного наблюдения за транспортной обстановкой. На «ЕВРАЗ НТМК» проект по переводу станций предприятия под контроль системы реализуется поэтапно: новые станции, включенные в ДК-И, добавляются на мониторы автоматизированного рабочего места поездного диспетчера (АРМ ДНЦ) УЖДТ (рис. 1).

Автоматизированное рабочее место поездного диспетчера на «ЕВРАЗ НТМК»

Рис. 1. Автоматизированное рабочее место поездного диспетчера на «ЕВРАЗ НТМК»

Запланировано включение в ДК-И всех станций комбината с выводом отображения на единую видеостену.

 

Состав и структура системы ДК-И

Система ДК-И включает следующие элементы (рис. 2):

  • Оборудование для сбора информации с объектов контроля, располагающееся на станциях диспетчерского круга. К такому оборудованию относятся:
    • контакты контрольных реле объектов, подключаемые к входам модулей дискретного ввода;
    • модули дискретного ввода, которые собирают информацию с контактов реле;
    • конвертеры интерфейсов, предназначенные для преобразования интерфейсов модулей ввода или системы счета осей ЭССО (ЭССО-М, ЭССО-М-2) в интерфейс сети передачи данных (Ethernet);
    • источники электропитания модулей ввода, схем контроля состояния контактов реле, конвертеров интерфейсов;
    • сетевые коммутаторы, предназначенные для организации подключения конвертеров интерфейсов к сети передачи данных (Ethernet).
  • Серверное оборудование системы ДК-И. Сервер обеспечивает сбор и хранение данных о состоянии всех объектов контроля системы ДК-И, а также возможность передачи информации для пользователей системы.
  • Оборудование удаленных пользователей системы (АРМ) с программным обеспечением ДК-И, компьютеры для просмотра состояния контролируемых объектов по веб-интерфейсу с помощью интернет-браузера.
  • Сеть передачи данных. Она обеспечивает организацию каналов связи между всеми компонентами системы ДК-И.
Структурная схема системы ДК-И

Рис. 2. Структурная схема системы ДК-И

 

Принцип работы ДК-И

Система ДК-И обеспечивает удаленный контроль состояния устройств СЦБ на станциях, оборудованных микропроцессорной централизацией стрелок и сигналов МПЦ-И или любыми релейными ЭЦ. Объектами контроля могут быть рельсовые цепи, участки, оборудованные системой счета осей, стрелки, светофоры и другие устройства, имеющие первоначальный контроль состояния на станции.

Информация о состоянии объектов контроля по информационному цифровому стыку после преобразования интерфейсов передается по сети предприятия (или выделенной сети ДК-И) на сервер ДК-И (рис. 3). К сети предприятия все оборудование системы ДК-И подключено по технологии передачи данных Ethernet. Сервер ДК-И обеспечивает хранение информации и возможность отображения состояния контролируемых объектов в текущем режиме на АРМ электромеханика (АРМ ШН), либо АРМ ДНЦ или через веб-интерфейс на других компьютерах предприятия, а также в режиме просмотра архива на АРМ ШН (за прошедшее время). На каждой станции диспетчерского круга для контроля состояния устройств устанавливается АРМ ШН, а в помещении диспетчера — АРМ ДНЦ. Другие пользователи системы могут применять веб-интерфейс или дополнительные АРМ ШН (АРМ ДНЦ). Информация на АРМ ШН и АРМ ДНЦ поступает с сервера ДК-И. При выключении одного из АРМ ШН или АРМ ДНЦ информация о состоянии устройств контроля продолжает сохраняться на сервере ДК-И и доступна для просмотра другим пользователям системы.

Оперативное наблюдение за транспортной обстановкой

Рис. 3. Оперативное наблюдение за транспортной обстановкой

 

Функциональные особенности и преимущества ДК-И

Система ДК-И проектируется довольно быстро благодаря использованию системы автоматизированного проектирования вычислительного комплекса — САПР МПЦ-И.

Применение в системе ДК-И типовых условно-графических изображений МПЦ-И позволяет отображать практически все технологические состояния объектов контроля станции — стрелок, светофоров, участков путей и секций, питающих установок и т. п.

Информация о транспортной обстановке и объектах контроля непрерывно обрабатывается и архивируется. У пользователя всегда есть возможность посмотреть необходимую информацию за определенный период.

Благодаря встроенной в ДК-И подсистеме измерений сопротивления и напряжений проводится мониторинг состояния устройств СЦБ.

Применение технологии МПЦ-И с использованием типовых АРМ (на основе АРМ ДСП и АРМ ШН) позволяет построить систему ДК-И в краткие сроки практически на любом участке при наличии устойчивой сети передачи данных.

 

Эффективность внедрения системы

ДК-И позволяет организовать сбор транспортной информации и усилить контроль над поездной ситуацией. За счет этого на предприятии ускоряется оборот вагонов, сокращается простой маневровых локомотивов, повышается контроль, учет и анализ итогов работы всего подвижного состава.

 

Развитие системы

Для участков с большим количеством станций готовится техническое решение по выводу отображения информации на видеостены.

Структура системы позволяет выполнить увязку (передачу информации о состоянии объектов) с любыми системами верхнего уровня. На данный момент обеспечена увязка с одной из логистических систем, в будущем можно будет подключить и другие системы.

Также запланировано расширение аналитических функций системы. В настоящее время уже внедрена функция подсчета количества осей, прошедших по элементам путевого развития (путям, участкам, секциям, разным положениям стрелок).

Благодаря всем перечисленным функциям и возможностям ДК-И можно считать оптимальным решением для удаленного контроля станций в рамках предприятий промышленного транспорта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.