HMI: ЧЕЛОВЕК В МИРЕ МАШИН

Слово редактора

Владимир Никифоров - главный редактор Control Engineering Россия

Владимир Никифоров — главный редактор Control Engineering Россия

«Отцы и дети». Когда мы слышим это словосочетание, то сразу предполагаем (спасибо школьной программе по литературе и лично И. С. Тургеневу), что речь пойдет о конфликте поколений, о непонимании между людьми с разным жизненным опытом, о несхожих системах ценностей и стереотипах поведения. Обратите внимание, что мы не используем более общую формулу — «старшие и младшие», а говорим именно «отцы и дети», подразумевая, что речь идет о разладе между породившими и порожденными, между творцами и их творениями.

Похоже, что в эпоху научно-технической революции конфликт отцов и детей вышел за пределы только человеческих отношений и получил новое, совершенно неожиданное содержание. «Детьми» людей стали всевозможные умные технические системы, растущие интеллектуальные способности которых несут в себе потенциальную возможность конфликта с «родителями» — с создавшими их людьми. Или это уже не просто потенциальная возможность, а злободневная реальность?

Читать далее...

О том, что отношения человека-творца со своим неодушевленным творением могут быть достаточно сложными, человечество поняло уже в глубокой древности. Наверное, все знают античную легенду о скульпторе по имени Пигмалион, который влюбился в собственное творение — в статую девушки. В те далекие времена люди наивно полагали, что отношения со своими творениями
у них могут быть только возвышенными — восторг и любовь, и вся проблема состоит в том, чтобы не умереть от неразделенной любви. Как известно, боги услышали мольбы Пигмалиона и оживили статую, которая уже в человеческом облике стала ему женой.
Ситуация в отношениях человека со своими творениями радикально меняется в ХХ веке с появлением новых технических устройств, действующих на электрическом токе. Трудно сказать, что явилось причиной, но чело- век в новых технических устройствах сразу увидел явную угрозу. На протяжении последних ста лет, начиная с повестей Валерия Брюсова «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914) и кончая пятой серией фильма «Терминатор», творцы гуманитарного профиля — писатели, художники и режиссеры — пугали нас апокалипсическими картинами бунта технических устройств, восставших на своего создателя — человека. При этом формы противодействия машин человеку совершенствовались вместе с развитием научно-технического прогресса. Если в «Восстании машин» Брюсова «центральная машинная станция дистрикта» убивала людей примитивным способом — ударом тока через телефон, холодильник и телекинему (телевизор), то в фильме Стэнли Кубрика «2001 год: космическая одиссея» (1968) компьютер с искусственным интеллектом по своим малопонятным соображениям отключает системы жизнеобеспечения находящихся в анабиозе астронавтов.

Новые страхи вызвало появление человекоподобных технических устройств — роботов. Фантасты сразу заговорили о той потенциальной опасности, которую таит в себе чисто теоретическая возможность создания робота, внешне и интеллектуально не отличимого от человека. Или робота можно будет отличить всегда? Какие тесты для этого нужно будет провести? Что нас, людей, отличает от любого, пусть даже самого совершенного, но искусственного интеллекта? Для решения этих вопросов Станислав Лем в повести «Дознание» (1968) посылает пилота Пиркса в космический полет с экипажем, среди членов которого есть человекоподобный робот. Задача пилота Пиркса определить — кто робот, а кто человек. И помогают ему решить эту задачу как раз не достоинства, а несовершенство человека — неспособность в некоторых сложных ситуациях быстро найти правильное решение. Робот логичен и совершенен, он находит оптимальное решение всегда.

Наконец, в 1942 году в рассказе «Хоровод» Айзек Азимов сформулировал свои знаменитые «Три закона робототехники», определяющие обязательные правила поведения роботов, которым они должны следовать, чтобы не навредить своему создателю — человеку. С этого момента законы взаимодействия человека и машины получили философское и этическое обоснование. Техническим вопросам взаимодействия человека и машины, в современной терминологии — вопросам HMI (Human machine interface, человеко- машинный интерфейс), посвящены статьи этого номера журнала.

При подготовке материалов для номера я был удивлен тем фактом, что на запрос «как узнать, робот или человек» поисковая система предложила несколько психологических тестов для решения вопроса — а не являетесь ли ВЫ роботом! Объяснение простое, никакой фантастики: высокий темп и однообразие современной жизни заставляет человека многие каждодневные вещи делать «на автомате», без каких-либо эмоций и теряя вкус к жизни. Поэтому, может, нам нужно бояться не столько восстания роботов, сколько постепенного перерождения нас в них? Хотя и в этом есть свои преимущества: нам не надо будет разрабатывать специальный человеко-машинный интерфейс. Ведь мы будем говорить с машинами на одном языке. Но это слабое утешение.

Декабрь 2015

№ 6 (60)

Скачать в PDF

Человеко-машинный интерфейс (HMI)

Встраиваемые системы

Аппаратные средства

Робототехника

Автоматизированные системы управления

Программные средства

Отраслевые решения

Перспектива

Инновации

Применения и проекты

Ретроспектива